Абакан 2007

или разведка боем.

Обычно отчет хорошо писать по «свежим следам», когда эмоции еще наиболее сильны, а детали не стерты. По поездке, о которой пойдет речь, свежевыпеченного отчета ни я, ни Ури не предоставили. Я, проспавшись 2 дня, рванул после сурового таежного похода на отдых в «Тараканский» бор, что на Обском море, догуливать остаток отпуска, а Юра ограничился кратким отчетом, констатирующим 2 факта о реке Абакан: наличие порогов, преодолимых на ПХВ-лодке с подвесным мотором только с помощью куража, 100 грамм и какой-то матери, а также отсутствие рыбы.
Зима и ностальгия по лету заставили меня сесть за компьютер, и пополнить нашу копилку отчетов воспоминаниями о замечательной поездке -2007.
Итак, все началось еще в июне 2007 года. Сидя у Ури в гараже, ломали голову над очередным маршрутом. После взвешивания всех за и против, решили, что разведка рек Хакассии нам совсем не помешает. Решено – сделано. И вот, долгожданный отпуск! Сборы, погрузка прицепа, и ранним июльским утром я выезжаю на Синий Утес за сменившимся Ури (ну тот как всегда стартует прямо со смены).
Дорога Томск – Мариинск –Ачинск кажется уже родной.

Все газовые заправки, ямы и колдобины нам уже известны, катим от одной к другой. Но вот Ачинск, поворот направо в сторону Ширы. Воскресный вечер – с известного курорта тянутся такие вереницы автомобилей, что закономерно возникает вопрос - где их там столько умещается?
В очередном населенном пункте уходим с ширинской трассы, надоело уворачиваться от обгоняющих основной поток нам в лоб, лихих водил. Местные говорят, что по этой дороге машин меньше, но и дорога не очень. Нам бы в Томск это не очень! Вполне сносный асфальт, с двумя дырами на 10 км… Малый Имыш, скажите, кто что знает об этом мегаполисе? А дорога туда получше некоей федеральной трассы в районе Мариинска. Впрочем, выехав на трассу Красноярск – Абакан, мы поняли, что есть у нас в России дороги, не дураками сделанные.

Отличная трасса, а вид на Красноярское море тоже шикарный!
г. Абакан – город колец, все развязки кольцами, ну как нам по ним не покружить, поблудить… Что мы и сделали. Заинтересовавшийся катающейся по кругу «нивой» инспектор ДПС показал нам таки дорогу, и вот мы на трассе Абакан – Абаза. Абаза по хакасски означает медвежий угол, и я невольно вспоминаю про приток Тунгуски, где следы на каждой косе… А как будет здесь?

В потемках заезжаем в последний оплот цивилизации на нашем пути – с. Таштып. Таримся в магазине едой, узнаем обстановку в местном отделении милиции. А рассказывают нам про патрули ДПС, которые караулят тувинских бандюков, грабящих русские машины. Весело.
Но нам в Туву не надо, мы направо. Как всегда, поплутав, выходим на трассу, еще 50 км и последняя деревня. Здесь уже дорога уходит в лес… И по этому лесу, уже практически горному (высота над уровнем моря приближается к 1000 м.) нам пилить еще около 50 км (мерял, естественно, пальцем по карте, потому за точность цифры не ручаюсь, но ехали мы часа 3).

Вдоль дороги бежит ручей, но в темноте его не видно, и судя по карте, впереди нас ждут броды… И вот, разрушенный мост (огромные бревна снесло в половодье), а влево – накатанный спуск. В свете фар блестит вода ручья, шириной с нашу Тугояковку
В
ылезаю из машины, бреду в сапогах по ручью. Вроде глубина позволяет. Прошли… И так еще раза 3-4. Дальше по карте видно, что дорогу пересекает аж 7 ручьев подряд, и даже река. Но все благополучно проезжается, и с первыми лучами солнца мы подъезжаем к последнему броду, за которым видно жилье – небольшая турбаза.

На берегу уже суетятся люди – туристы из Кемерово. Собираются на надувнушках сплавляться до Абазы. А мы форсируем очередной брод, и подъезжаем к базе. Нас окликает местный «гид» Серега – маленький смуглый хакас. Естественно, допрашиваем его с пристрастием… Пороги, рыбные места, таймени… Бессонные сутки дают понемногу знать, поэтому договариваемся с Сергеем, что он нас добрасывает за первый каскад порогов, а дальше мы сами. За это удовольствие платим 1500 рэ. (кажется), переезжаем еще 1 брод (самый широкий, здесь уже пришлось осторожничать, но прорвались без вопросов), грузим пожитки в пирогу Сергея, еще раз – за приезд и отчаливаем! Бурные воды Абакана искрятся так, что и солнечные очки не сильно помогают, и чувствую, что кожа на лице и руках уже начинает гореть…
Пороги Курчеп, Прометей, Центральный… Напавшая было дремота смыта брызгами воды! И вот островок, на который он нас высаживает … Дальше не поеду… Ну и лады… Собираем Сузумара, вешаем собранного Юрой для этой поездки Вихря 25, и перед отъездом решаем поблеснить с островка. Первый заброс и поклевка! Веду! Сход… Ленок (скорее всего, это был именно он) был небольшим, потому я особо не расстроился. Кидаем дальше, еще несколько поклевок, но чувствуется, что рыба некрупная. Решаем начать подъем.

Первая серьезная шивера, пройденная на сузумаре! Впечатления неописуемые, выделенного адреналина столько, что не чувствуешь, что не спал уже более суток.
…Вот интересное место, говорит Ури. И правда – конец протоки с относительно спокойным течением, а за ним заводь, граничащая с бурлящим перекатом. И глубина присутствует – метр, а то и больше. Расчехляемся, я ухожу ниже, а Ури кидает в границу бурной воды и спокойной в самом конце островка. Поклевки есть! (причем один клевавший даже оставил отпечатки зубок на блесне). И вот первого ленка достал Ури, приговорили мы его быстро!
Обловив это местечко (больше поклевок не было) начинаем подъем… Этот остаток дня был самым сложным. Навалилась усталость, каждый мелкий перекат вызывал тревогу – а поднимем ли? Даже Ури приуныл… Решаем бить лагерь. Быстро поставили палатку на очередной каменистой косе, наскоро поели и завалились спать (сейчас посчитал – я провел без сна 37 часов, а Юра почти трое суток)
Выспались – и жизнь заиграла всеми красками! Но утром обнаружил, что коварное горное солнце подпалило мне нос и ладони! Надеваю бандану на лицо, как платок террориста!

Местные рыбаки потом глядели на нас с испугом
Мели, перекаты чередуются с относительно глубокими и спокойными плесами, проезжаем и пару интересных ям. Но рыба нам не рада, чтобы мы ей не предлагали, поклевок нет. А может, нет и рыбы… Ближе к полудню заглянули в гости к местному рыбаку. Дед напоил нас чаем, рассказал о местной рыбалке. Да, таймень есть, но выше, тайменя в ямах мало, но один-два в сетки попадается, и на мыша берет, бывает.
Немного отвлекусь – вообще меня до глубины души возмутило отношение хакасских рыбаков к рыбе. Они берут даже мальков таймешат с ельчика размером! Отличие их культуры, видать
И
так, вдохновленные рассказами рыбака, летим на всех парах к заветным «Тишам», которые образованы благодаря одному из самых суровых, судя по лоциям и отзывам бывалых, порогов Абакана – Карбонаку, подпирающему течение реки так, что выше него образуется многокилометровый плес. А так Абакан в тех местах – это, по сути, сплошной перекат, и спокойные плесы на нем редки и коротки.

Частенько даже «припарковать» сузумарчика негде было.
Проползаем пару мелей на буксире, в одном месте даже пришлось устроить разгрузку лодки, т.к. с вещами ее протащить не получилось. Подняли на моторе еще километров десять, и натыкаемся на непроходимый участок… Мотору не хватает каких-то пяти см. воды… А протянуть шумящий «нижнее-березовый» на веревке нам уже явно не под силу… Уклон потока градусов 20, на глазок! Принимаем решение сплыть на пару км. вниз, сбросить вещички в зимовье, которое мы там уже приглядели, и взять шиверу налегке. Но коли занесло нас в жилье, неплохо бы и вздремнуть! Покидав блесны в районе нашей избушки (безрезультатно), погоняв кораблик (с тем же успехом), прибрались в зимовье, поужинали, и спааат..ь… Эх, лепота!
Утром уже налегке выскакиваем на перекат, и пытаемся опять его преодолеть. И тут, «из-за острова на стрежень» выплывает расписная компания на 3х пирогах, груженые солью, сетями и пьяными в дупло пассажирами. Впрочем, и часть мотористов тоже под хорошей мухой. Пытаются штурмовать перекат! Один, самый трезвый, с третьей попытки проходит. Один пассажир уже ползает по островку, на котором стоим мы с Ури, и за всем этим молча наблюдаем. Бесплатный  цирк среди тайги…:-)   Один моторист, заплетающимся языком просит оттолкнуть его судно, мы толкаем, и его тут же уносит течением… Догоняем его, возвращаем на исходную… Самый трезвый говорит нам, что мы на нашей шлюпке можем прорваться по боковушке, показавшейся нам сперва в этом плане бесперспективной. И правда, прошли мы по ней! (потом, вновь встретившись, поблагодарили его за совет).
И вот под нависшими скалами 2 длинные глубокие ямы, разделенные между собой узким и глубоким перекатом. Под нами метра 3-4, но камешки на дне видно… Под скалой заводушки с обратным течением, места интересные… Но для начала пробуем штурмовать порог Огневка, по сути – тоже перекат, но раньше говорят, был весьма опасным, люди бывало гибли. Дык видели мы тех людей, на ногах то не стоят… Под перекатом бросаем блесны (к слову использовали обычный набор – БФ-4,6, мепс, а также вертухи Muran и Mepps с тяжелым сердечником, но раз рыбы не поймали,  Уже 2 дня, как рыбки не ели… значит не те блесны были  Перекат(он же порог Огневка) поднять получилось, что даже было заснято на видео, но выше начинается такой меляк, что прорваться у нас не получилось, да и яма манила к себе… Увы Карбонак, так и остался недостижимым рубежом, бензина уже не хватает…
…Забросы блесен под скалу ничего не дают. Яма молчит, а остался ли здесь Он, не выцедили- выдушили ли яму сетями лихие рыбаки? Да и дед местный завсегда на этой яме пасется, выбил поди всех таймешат… Тут Ури вешает мыша. Я спрашиваю – днем же на мышку не берет? Иногда берет, изрек Ури, и ответом ему был пушечный удар тайменя, атаковавшего приманку… Неожиданно задрожавшими руками вооружаю свою снасть мышонком… Таймень больше так и не отозвался…

Как хотели мы остаться помышевать на ночь, но хакассакая ночь – не эвенкийская, и пройти потом впотьмах 2 переката до избушки мы бы не смогли… А с собой, ни дома, ни припасов…
Ну коли таймень не ловится, хоть харьков подушить! За скалой в обратке, мух атакуют среднего размера харюзки, все радость для стосковавшегося по свежей рыбке желудка! Половив харюзков, сплавляемся до дома…

Решаем плыть вниз и помышковать на ямах, которые приглядели ранее. Часиков в семь добираемся до косы с хорошей заводью и быстриной, бьем лагерь, ужинаем малосолом (наконец –то) и лапшой, и ждем темноты.

Увы, место, столь перспективное на первый взгляд, оказалось толи пустым, толи рыба ушла в забастовку… На спиннинг ни в этот день, ни в следующий, мы не увидели ни одной поклевки. Лишь мушку атаковал мелкий хариус.
Остается только плыть вниз, и рассматривать красоты гор Хакассии (мне) и лавировать по бесконечным перекатам (Ури). При взгляде на один из каменных перстов, мне чудится распространенный жест Fuck off

… Да уж, не гостеприимным оказался Абакан… Под конец ломаем лопасть винта в очередном пороге, и тут уж решаем плыть на всех парах домой.
На берегу выясняем, что наш хитрый  друг Серега увез  куда-то чехол от лодки. За моральный ущерб конфискуем у него немного малосольной рыбки, не спеша грузимся, окунаемся в зеленоватые струи Речки

, и начинаем наш обратный путь…
Стоп, гремит что-то! Пытаемся понять, откуда доносится шум, не в подвеске ли… Ремонт посреди леса, где 2 машины не разъедутся (если встретятся, они и ездят то раз в день там, если не реже) – малоприятно… Выхожу из машины, снаружи шума не слышно. Наконец сообразил, это Сергей кинул на багажник «Нивы» деревянное весло, оно и стучало… Еще раз помянув шельму –  (кстати, заранее приношу извинения, чехол он Юре выслал из своей дремучей дыры с оказией, и ведь вернулся чехол-то) едем сквозь тайгу. Дорога, кстати при дневном свете показалась вполне сносной, не смотря на то, что ее полвека никто не ремонтировал. Зеки лесорубы на своих косточках возводили… В р. Ада, вспоминаю, плескались хариусы, но Ури непреклонен… И мы, погоняя перед собой выводок рябчиков и какого-то сокола, едем дальше. Броды проходим легко. Деревня.

Хакасская степь. Бредущие на зов бубна Великого Шамана одинокие путники самого разного возраста и пола, кто пешком, кто на коне… И куда они идут, до ближайшего населенного пункта километров цать… Загадка…
Дальнейший наш путь перемежался шутками и борьбой со сном, ночным купанием в соленом озере, перекусами и перекурами, в общем, как всегда… Ну вот и Томск. Вернулись, встречайте!